О Ладе разное болтают и в Прави, и в Яви, где ныне ей сложно приходится, потому что свидетельств ее существования не так уж много, отыскивают их с трудом, а признают – с неохотой. Молва о ней твердит, что она пришла из другого пантеона, иные говорят, что Род и Сварог ей братья родные и вышла она из Бездны вслед за ними лишь парой десятков лет позднее, откликнувшись на зов Бога-кузнеца, что искал себе жену. Как оно было на самом деле, теперь уже только сама Лада и знает, считая это совершенно неважным. Личные амбиции всегда занимали ее меньше амбиций мужа, а затем и сыновей. Она была призвана стать матерью, женой, хранительницей семейного очага и детей и она ею стала. Улыбчивая, молчаливая, та, рядом с кем всякий мужчина находил уют и покой и Сварог исключением не был. Если и был их брак поначалу заключен лишь по нужде, ибо два брата условились, что Верховным станет не один из них, а первый рожденный сын, то после союз этот преисполнился искренней, глубокой и всеобъемлющей любовью. И что тут говорить, в том заслуга Лады была куда больше, чем заслуга Сварога. Он учил ее жить в новом для них мире, а она его – любить и была то не только любовь мужчины к женщине, мужа к жене, но и любовь отца к сыновьям, коих у них родилось за время союза всего трое: Перун, как и было условлено, стал Верховным, чем по младости лет доставил родителям немало хлопот, Дажьбог, чьи деяния позже заставят мать провести немало бессонных дней и ночей и Семаргл, тревоги о котором никогда не покидали Ладу, покуда он сторожил вход в Навь.
Мир устраивался под началом божественных сил Рода и Сварога, да только создавали они все больше мирское, больше того – мужское, основательное и фундаментальное. Культура же, обряды, обычаи, особливо те, что касались женщин, детей и семейной жизни – всему этому начало положила именно она. Лада научила женщин покрывать головы, выходя из дома, Лада научила их петь колыбельные, Лада благословляла руки умелых повитух и научила их навыкам родовспоможения, Лада объяснила, какие травы придут на помощь, если дитя очень хочется, а не выходит. Ее именем благословляли новобрачных, ее именем давали брачные клятвы, ее расположения просили прежде, чем муж жену через порог в дом переносил. Везде, где начиналась семья, она начиналась с дозволения Лады.
От того и не удивительно, что за сыновей у матери сердце болело по тому же поводу. Уже и выросли они, и жениться должно, а тут даже Перун не отличился. Верховным стал, защитником Яви обозначился, чудищ из Нави гонял с той же удалью, с которой в три года от рождения своего требовал щенка и непременно волка, а все один и один. И раны его мать лечила, и советом дельным наставляла, и на войну провожала, и с войны ждала. Негоже это было, так что следующие годы Лада потратила на то, чтобы найти достойную невесту сыну, сватов заслать, а там, как известно, стерпится-слюбится, дети пойдут и все наладится.
Требования к невесте были известные: смирная, послушная, мужу и его родителям не перечит, старших уважает, о семейном долге печется прежде божественного, о муже заботится прежде себя самой. Благо, что пантеон к тому времени уже разросся и выбрать было, из кого, а если все кандидатки провалятся – к соседям сходить тоже не зазорно. Как бы там ни было, а в списке достойных для сына невест Мокошь вообще никогда не значилась. Мало того, что девчонке с рождения нити Судеб в руки вверили [и где это видано, чтобы женщина судьбу всех Богов в руках своих держала?!], так еще и о нраве ее дурном, дядькой-колдуном воспитанном, речи ходили. Не хватает этого? Так она, в довесок, сестрой Велесу приходилась, с которым у Перуна вражда случилась едва эти двое в мир прийти успели.
Суждения Лады ошибочны не были. Только не сошлись они с суждениями самого Перуна и Сварога. Так что, когда сын пришел объявить матери, на ком женился, без дозволения Великого Рода, без дозволения матери невесты и матери жениха, Лада натурально лишилась чувств. И была права. Потому что этот поступок сына положил начало новому витку его противостояния с Велесом, а теперь еще, кажется, и с Родом, что был в немыслимом гневе, ибо считал, что дочь у него украли, похитили, а за такое можно было и жизнью заплатить и не было сомнений, что у Рода сил для этого непременно бы хватило. До крайностей не дошло именно благодаря Ладе. Та хоть тоже была в гневе и с невесткой смирилась с большим трудом, равно как и с тем, что сын совета не спросил, знала, что сейчас не время для личных обид и тем паче – неуместных амбиций. Если Рода не успокоить, ничего хорошего из этого не выйдет. Кому успокаивать? Той, что о семье пеклась больше, чем о чем бы то ни было еще. И со своей задачей Лада справилась безупречно.
Не лезть в семью сына было весьма непросто, потому что с самого начала у них все наперекосяк пошло, не так, как должно и дальше лучше не становилось. Мокошь могла перечить Перуну, не таясь, тот ничего не понимал в ее беспокойствах о его походах на войну. Вели себя эти двое, порой, хуже малых детей, делали вид, что Ладу слушают, а дальше все равно все по-своему и не так, как надо. Надежда была одна, что ребятишки появятся и все хорошо станет, да только не торопились Мокошь с Перуном обзаводиться детьми и то верно – дети не должны заводить детей.
Но тревоги Лады были напрасны, потому что спустя века притирок и попыток понять друг друга, Перун с Мокошью семьей стали крепче любой в Прави и Яви. Нет, вовсе не такой, как Лада видела в своих представлениях и не такой, какой она завещала семье быть, как Богиня семейного очага и супружеской верности, но была в той семье любовь и уважение, а большего, как известно, и требовать глупо. В довесок, позднее на свет появились внуки – Ярила и Морана, и казалось, что у старшего сына вообще все наладилось.
Но за пределами семьи Лады происходили события куда более глобального масштаба. На смену язычеству вскоре пришло христианство и христианский культ постепенно стал их теснить. Лада была той, что поддержала Перуна в его стремлении вложиться в князя Владимира и это привело их всех к известному итогу – к столетиям забвения, упадку, лишению сил. И это забвение Лада провела там же, где она всегда себя видела: рядом со своим супругом, в Прави
Она вернулась на землю уже во второй половине двадцатого века. Долго привыкала к изменениям в Яви, долго мирилась с развращенностью нравов, повсеместным насилием и рекам крови, которые лились в девяностые. Спасал муж и сыновья, старший из которых позже оказался убит. Дикое, жестокое время, положившее начало старому противостоянию, известному всему пантеону: Велес и Перун. После убийства, последний, усилиями жены, вернулся довольно скоро, и тогда Лада поняла, что и в этом мире она может послужить своей семье, воскрешая веру современных людей в Богов, которые, как оказалось, почти забыты в современности. Так на свет появилось культурно-историческое общество «Солнце Славян», занимающееся активным восстановлением культурных, исторических, но прежде – религиозных ценностей прошедших столетий. Позднее организация положила начало двум ячейкам родноверов. Еще позднее Лада поняла, что для ее целей хорошо бы найти университет, в котором на подходящих кафедрах можно будет готовить специалистов в нужной отрасли и с нужной направленностью. Что ж, может быть, история и наука никогда не были в прямом смысле ее отраслью. Но чего не сделаешь ради семьи?